Давайте рассмотрим пятый вид счастья – любовь к Богу.
Неэкологичный метод – это придумать любовь к Богу, особенно когда на человека смотрят и он уже занимает какое-то положение. Он говорит: «Да, да, Бога люблю! Вот сейчас как помолюсь…» И камеры смотрят на него – сейчас он помолится. И он говорит: «Вижу, чувствую…» Единственное, что он может обрести, – это второй вид счастья – восхищение толпы. В христианстве это называется «прелесть», в вайшнавизме это называется «сахаджия», то есть когда человек себе придумывает отношения с Богом: «Вот мне Бог подмигнул, вот сейчас я чувствую, что Он со мной разговаривает». Неплохо, так жить интересней, телевизор надоел, а тут что-то новенькое, да еще и народ признает величие, им нравится, подписываются в «ВКонтакте», деньги дают. Но здесь не об этом речь. Такой человек обкрадывает сам себя.
Чтобы реально человеку почувствовать ответ Бога, нужна практика. Эта практика называется бхакти-йогой. И в ней тоже должны быть правила.
Что надо делать, если мы хотим взаимности с кем-то? Надо узнать, что ему нравится и что ему не нравится. И делать то, что ему нравится, и не делать того, что ему не нравится. Поэтому мы у Бога узнаем, что Ему нравится. А Он говорит: «Вот так не надо жить, а вот так надо жить». Чем это отличается от третьего и четвертого уровня? Вроде здесь то же самое. Человек может следовать тем же самым правилам: уважение к другим, следовать законам Бога. Но принципиальная разница такова: в третьем случае законам надо следовать, чтобы я мог нормально жить, а в пятом случае я делаю это, потому что Ему нравится. Я делаю для Его удовольствия. Раз Ему нравится, чтобы я жил по этому принципу и не жил по другому принципу, то я сделаю так, как Он хочет. Добавляется элемент личностных отношений.
Вообще, идея того, что кому-то что-то может нравиться, не возникнет у обычного человека. Она возникает только в том случае, если до человека дойдет идея, что источник всего, корень всего – живая Личность. Начало практики бхакти-йоги или любви к Богу лежит в общении с людьми, которые эманируют из себя ощущение, что Бог есть и Бог живой. И чем больше мы соприкасаемся с людьми, которые обладают реальным опытом того, что Он не только есть, что Он хорошо к нам относится, что мы Ему нужны, тем четче в нашем сознании появляется впечатление, понимание, что Бог существует и надо для Него что-то сделать, чтобы Ему понравилось.
Олег Сунцов